Главная / Мероприятия / Пресс-завтрак по праву СМИ
Пресс-завтрак «Новые правила для СМИ в 2014 году»
28 января 2014 года в Бизнес-отеле «Сенатор» состоялся пресс-завтрак на тему: «Новые правила для СМИ в 2014 году». Мероприятие было организованно Центром правовых практик и Юридической компанией «Правоведофф».
В пресс-завтраке приняли участие и выступили: Игорь Голубицкий, директор Юридической компании «Правоведофф», Евгений Зеваков, юрист Юридической компании «Правоведофф», Татьяна Андреева, руководитель Центра правовых практик, член Союза журналистов России.
Главной темой обсуждения стали изменения в Гражданском кодексе РФ, вступившие в силу в конце 2013 - начале 2014 годов и касающиеся деятельности средств массовой информации.
Всего было рассмотрено четыре вопроса:
- санкция ст. 152 ГК РФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации», в виде “безвозмездного изъятия и уничтожения" информационной продукции: в случае нарушений правил об охране изображения гражданина и о защите чести, достоинства и деловой репутации;
-введение в ГК ст 152.2. «Охрана частной жизни гражданина»;
-актуальные изменения законодательства о рекламе. В частности, были рассмотрены особенности рекламы медицинских препаратов и медицинских услуг;
-статья 1253.1. Гражданского Кодекса «Особенности ответственности информационного посредника».
Игорь Голубицкий рассказал, что санкция ст. 152 ГК РФ подразумевает, что СМИ, затронувшее честь, достоинство, деловую репутацию какого-либо лица, по решению суда должно будет изъять из продажи тираж соответствующего выпуска, удалить порочащую информацию с Интернет-ресурса, дать опровержение, заплатить за моральный ущерб и т. д.
Игорь Евгеньевич сделал акцент на том, что, скорее всего, будет весьма и весьма проблематично изъять все экземпляры издания, в котором была опубликована подобного рода информация, ведь обычно печатная продукция расходится достаточно быстро, поэтому физически очень сложно будет применить указанную законодателем санкцию. Соответственно, к сожалению, данная санкция неэффективна.
С учетом того, что норма достаточно молодая, судебная практика по интересующему вопросу еще не сформировалась, однако юристы ожидают, что в скором времени Верховный Суд Российской Федерации даст соответствующие разъяснения.
Подводя итог по первой теме, И.Е. Голубицкий настоятельно рекомендовал коллегам-юристам и представителям СМИ снова и снова проверять материал, готовящийся к выходу, на содержание в нем информации, затрагивающей честь, достоинство, а также деловую репутацию, потому что цена вопроса возрастает с каждым днём.
Что касается ст. 152.2. «Охрана частной жизни гражданина», то она тесно связана с уже рассмотренной статьей 152 ГК. Соответственно, меры, которые могут быть применены к нарушителям, имеют сходство. Точно также по решению суда, в соответствии с нормой закона, должен быть изъят тираж издания, в котором освещены подробности частной жизни гражданина без его согласия, дано опровержение в соответствующем СМИ, при этом пострадавший имеет право на компенсацию морального вреда и т. п. Как говорилось выше, эффективность подобной санкции стоит под вопросом, потому что, например, изъятие всех экземпляров соответствующего тиража достаточно проблематично.
Также санкция ст. 152.2 касается изъятия изображения гражданина. Евгений Зеваков, беседуя с журналистами, несколько раз отметил, что в случае публикации изображения гражданина следует взять его письменное согласие. Это может быть приложением к соглашению о публикации, причем в приложении лучше детально прописать фон изображения, качество фотографии, то, в каком положении и в какой позе находится изображаемый и т. п.
При этом, как отметил один из участников пресс-завтрака, следует вести архив фотографий, указывать на фотографиях имя автора и правообладателя.
Однако Евгений Андреевич не мог не напомнить о том, что ст. 152.2 оберегает именно частную жизнь. Поэтому, например, чтобы опубликовать изображение гражданина, сделанное на публичном мероприятии, не требуется его письменное согласие. Это же правило распространяется на государственных и муниципальных служащих во время исполнения ими служебных обязанностей и т. п.
По третьему вопросу Е.А. Зеваков обратился к Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ (действующая редакция от 01.01.2014) «О рекламе». Согласно этому Закону, реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе, как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Однако ФАС разъяснил, что следует различать медицинские услуги и медицинскую деятельность. Запрет, установленный в упомянутом ФЗ, распространяется именно на медицинские услуги, тогда как медицинская деятельность может рекламироваться.
Затрагивая четвертый вопрос, юрист разъяснил, что согласно ч 2. ст. 1253.1, лицо освобождается от ответственности при совокупности следующих факторов:
1) не является инициатором передачи материала и не определяет получателя указанного материала;
2) он не изменяет указанный материал (исключение: технологические моменты);
3) он не знал и не должен был знать о том, что использование данного материала является неправомерным.
Встреча юристов с представителями СМИ прошла на дружеской ноте, рассматриваемые нормы были встречены с интересом, общее мнение свелось к тому, что необходимо развивать законодательство, касающееся средств массовой информации, и что практика должна в этом помочь.
Текст: Маргарита Хомякова
Фотоотчет (см. на нашей страничке в Фейсбуке)